«Человек есть тайна»: на факультете журналистики МГУ прошел круглый стол, посвященный 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского


«Человек есть тайна»: на факультете журналистики МГУ прошел круглый стол, посвященный 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского

22 октября на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова состоялся круглый стол «Достоевский в журналистской традиции и современном культурном сознании», посвященный 200-летию со дня рождения писателя. В рамках дискуссии ведущие педагоги, журналисты, писатели обсудили роль Федора Достоевского в современном культурном пространстве – литературе, театре, кинематографе. Модератором круглого стола выступил доктор филологических наук, профессор факультета журналистики МГУ Игорь Волгин.

Профессор Игорь Волгин начал дискуссию с тезиса о том, что многие крупные русские писатели были журналистами. Когда Александр Пушкин основал журнал «Современник», многие критики, в том числе и Виссарион Белинский, говорили, что Александр Сергеевич, солнце русской поэзии, «может быть прекрасным поэтом, но плохим журналистом». Достоевский, как и Александр Пушкин, не избежал этой  участи. Журнал Фёдора Михайловича «Время» издавался в начале 60-х годов 19 века. Когда была издана статья о русско-польских отношениях, правительство посчитало, что в издании слишком преувеличена значимость польской культуры, и в 1863 году журнал был закрыт.

Журналистская деятельность Достоевского подвергалась критике, особенно после публикации «Дневника писателя». Поначалу произведение печаталось в качестве еженедельной рубрики в журнале Владимира Мещерского «Гражданин». Затем с 1976 года писатель издаёт свой моножурнал, в котором он выступает как автор, редактор и издатель в одном лице. О жанровой принадлежности журнала спорят и по сей день. «Я в своё время, начав заниматься Достоевским, был поражён тем, что в громадной мировой литературе Достоевского: русскоязычной, англоязычной, франкоязычной, немецкоязычной не было практически ни одной работы, посвящённой «Дневнику писателя», то есть огромный объём не был осмыслен нашим литературным сознанием», – отмечает Игорь Волгин. 

«Главный тезис «Дневника писателя» – стать всечеловеком», – отмечает доктор филологических наук, профессор кафедры литературно- художественной критики и публицистики Владимир Новиков. Главная цель Достоевского, по словам Игоря Волгина, – это «изменить миросозидание, пересоздать мир». Достоевский писал для народа и журналистика Достоевского – это журналистика о человеке. 

Игорь Волгин, обратившись к архивам рукописного отдела Пушкинского дома, обнаружил огромное количество писем читателей. «Достоевский создал прецедент обратной связи», – комментирует профессор. Ни один роман Достоевского не вызвал такой эпистолярной реакции, как внехудожественный «Дневник писателя». Эти письма «дали поразительную картину России». «Ему писали студенты, военные, самоубийцы, гуляющие женщины. Весь срез социальной России был представлен в этих письмах. Это был непосредственный отклик русского общества на нехудожественный текст», – добавляет Игорь Волгин. 

Достоевский был, есть и будет актуален. Во время дискуссии профессор Волгин открыл театральную афишу и заметил, как много ставится постановок по произведениям Фёдора Михайловича. Светлана Сидорова, кандидат культурологии, куратор по внеаудиторной работе с иностранными студентами, представила проект, в котором студенты, обучающиеся на факультете журналистики МГУ, зачитывали фразы из разных романов Достоевского. Видео были выложены на платформу TikTok. Таким образом участники проекта хотят продвигать творчество Фёдора Михайловича в массы. 

«Достоевский – человек тайна», – резюмирует Игорь Волгин. Заседание круглого стола – это ещё одна успешная попытка раскрыть эту тайну, понять великого творца, приблизиться к миру писателя, который по праву вошёл в мировую историю литературы. 

Текст: Анна Эчина