Круглый стол «Стратегии популяризации науки: возможности современных медиа»


Круглый стол «Стратегии популяризации науки: возможности современных медиа»

6 февраля в рамках международной научно-практической конференции «Журналистика в 2015 году. Информационный потенциал общества и ресурсы медиасистемы» прошел круглый стол на тему «Стратегии популяризации науки: возможности современных медиа».  Научные журналисты и ученые обсудили, какие форматы предлагают современные СМИ популяризаторам науки и своей аудитории и должна ли быть научно-популярная журналистика легкой для восприятия неподготовленному зрителю и читателю.

«Наука перестала быть сложным и суровым зверем, она стала тем, о чем все пытаются говорить», - считает Анастасия Тмур из проекта «Чердак: наука, технологии, будущее». Она рассказала о том, какие форматы для привлечения разных целевых аудиторий использует их редакция: инфографику, чтобы лучше объяснить цифры, видео для того, чтобы показать динамику явлений. Так же ко Дню Российской науки, который празднуется 8 февраля, «Чердак» открывает экспозицию "24 оттенка российской науки" у здания ТАСС, которая будет посвящена главным достижениям отечественных ученных за последний год. Сергей Малоземов, ведущий передачи «Чудо техники» на телеканале НТВ, уверен, что задача современной научно-популярной журналистики не просто объяснять явление, а дать его почувствовать, а теле-формат предполагает зрелищность истории и предложение применения науки в жизни. «Не хотелось бы, чтобы наука стала погремушкой для широкой аудитории. Иногда становится даже страшно от такой большой популяризации науки», -переживает Виола Егикова, научный журналист газеты «Московская Правда».  Красивая картинка + умный текст – это не формула популяризации науки, а самоцель научной журналистики – не развлечь, а донести знание. При этом, по ее, мнению, «само общество должно быть образованным, чтобы науку понимать», то есть люди без базовых знаний это воспринимать такую информацию просто не в состоянии. Анастасия Казанцева, научный журналист и популяризатор науки, напротив видит использование «попсовых публикаций с картинками» в качестве способа привлечь дополнительную аудиторию

С ней согласна и Ольга Орлова, научный журналист Общественного Телевидения России: «Если 10-15 лет назад все проявляли единодушие, двигаясь в одном направлении, то сегодня на рынке научной популяризации происходят разные бурные процессы. Ценностный разрыв в современном российском обществе велик и, кажется, кроме русского языка нас скоро перестанет что-то объединять. Этим единым началом для нас должно стать научное знание, пусть даже мы его доносим в разных форматах». Владимир Сурдин, старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени  П. К. Штернберга, доцент физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, член Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме РАН, считает, что просвещение должно идти в научной журналистике вместе с сенсацией, причем в таком процентном соотношении, где 70% - это известное, чтобы аудитория ощущала себя в теме, а 30%  - новое знание. Для того, чтобы работники СМИ «не искажали научные смыслы», а научно-популярные материалы были не скучными, Сурдин предложил чаще кооперироваться журналистам с их незнанием и ученым с «пресными текстами». 

Обсудили на круглом столе и то, каких знаний не хватает современным журналистам, для того, чтобы понимать специфику научной работы. Александр Панчин, кандидат биологических наук и научный журналист, предполагает, что одна из основных проблем журналистов   - неумение работать с источниками информации, поэтому нужно изучать методологию науки.  «Популяризация науки – это сложный динамический процесс, который является частью развлекательного бизнеса, но это общемировая тенденция, а не российская специфика», -говорит Андрей Ваганов, заместитель главного редактора «Независимой газеты», редактор приложения «НГ-наука». Однако проблема не столько в развлекательном векторе, сколько в незнании имен российской науки нашими соотечественниками, тогда как в Великобритании, например одна из самых популярных личностей это Стивен Хоккинг.

Елена Вартанова, декан факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова, подводя итоги дискуссии предложила перейти «из общефилософской плоскости к конкретным шагам» и разработать кейсы и методички для начинающих журналистов, чтобы они «учились отличать науку от лженаучной глупости».

Тезисы выступлений:

Круглый стол «Стратегии популяризации науки: возможности современных медиа»