Дайджест электронного научного журнала «Медиаскоп». Выпуск 4. 2019


Дайджест электронного научного журнала «Медиаскоп».  Выпуск 4. 2019 Электронный научный журнал «Медиаскоп» входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве науки и высшего образования РФ. Издателем журнала является факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. В «Медиаскопе» представлены аналитические обзоры и научные статьи профессоров и преподавателей, научных сотрудников и аспирантов факультетов и институтов журналистики РФ. 

Четвертый номер журнала за 2019 год начинается со статьи доцента факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова А.Н. Гуреевой и научного сотрудника факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Э.В. Самородовой. Статья посвящена анализу современного состояния российской медиаполитики. Авторы изучают особенности двухуровневой системы медиарегулирования в России, формулируют основные проблемы государственной медиаполитики и возможные направления ее улучшения.

Статья, написанная старшим преподавателем факультета журналистики МГУ Д.В. Соколовой в соавторстве со старшим научным сотрудником факультета журналистики МГУ К.Л. Зуйкиной, посвящена изучению социальных медиа в период парламентских выборов 2019 г. на Украине. Для проведения исследования использовался метод контент-анализа, в общей сложности авторы изучили более 900 постов в ключевых социальных медиа страны. Авторами был проанализирован инструментарий новых медиа, выявлены основные тенденции современной украинской политической коммуникации. На основании полученных результатов авторы пришли к выводу о том, что в ходе подготовки и проведения парламентских выборов социальные медиа играли роль новостных каналов, отражая лишь офлайновые события. 

Рубрика «Цифровые коммуникации» представлена публикацией доцента факультета журналистики МГУ А.В. Вырковского в соавторстве с аспирантами факультета журналистики МГУ А.С. Горбуновой и М.И. Давлетшиной. Целью их исследования стало выявление влияния новых медиа на политические процессы стран постсоветского пространства - Молдовы, Кыргызстана, Украины и Армении. Исследователи рассматривают эволюцию применяемого инструментария во время «цветных революций» в этих странах. Авторы применяют исследовательскую парадигму кейс-стади, включающую использование историко-системного метода, метода экспертного интервью и контент-аналитического исследования. На основании полученных результатов авторы делают выводы, которые будут ценны для разработки медиаполитики в новых условиях. 

Публикация профессоров факультета журналистики МГУ В.М. Горохова и М.Г. Шилиной посвящена динамике развития связей с общественностью в России. Авторы полагают, что генезис российских связей с общественностью с теоретической точки зрения до настоящего момента был изучен недостаточно полно. Они предлагают актуальную версию категориального аппарата научного знания в данной сфере. Представленные в статье подходы могут дополнить теоретико-методологические основания дальнейших исследований в области связей с общественностью в условиях транзитивности.

В статье «Институциональные роли российского журналиста в начале XXI века», написанной доцентом факультета журналистики МГУ М.Е. Аникиной, обсуждаются представления современных российских журналистов о социальном предназначении журналистики. Автор представляет результаты российского сегмента масштабного международного исследовательского проекта «Миры журналистики» (Worlds of Journalism Study), в которых описана национальная специфика журналистской культуры в России.  Полученные автором результаты и сделанные им выводы будут особенно ценны сообществу журналистов, практикам и исследователям для того, чтобы они лучше понимали те изменения, которые происходят в мировоззрении и в профессиональных взглядах журналистов, и умели точно определять те условия и ограничения, в которых работает современный российский журналист. 

Также в номере опубликован материал профессора факультета журналистики МГУ В.П. Коломийца о концептуализации медиакоммуникации. Автор утверждает, что «медиакоммуникация» пришла на смену понятиям «массовая коммуникация» и «средства массовой коммуникации», и указывает на то, что смена тезауруса науки требует осмысления этого процесса. В статье подчеркивается, что термин до сих пор не имеет общепринятых рамок, а каждый исследователь предлагает свою интерпретацию. Автор статьи излагает свое представление о медикоммуникации как определенном наборе практик, связанных с использованием смыслов в процессе получения и распространения информации с помощью технических средств коммуникации – медиа. 

В рубрике «Медиастилистика» представлен материал доцента Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета Н.А. Прокофьевой. Автор анализирует фатическое речевое поведения в социальных сетях с точки зрения его деструктивности. В массмедиа фатическая речь приобретает своеобразные формы, что выражается в особых жанрах и тональности медиатекста, которые описывает автор в данной статье.

Еще одна статья в номере – материал старшего преподавателя факультета журналистики МГУ М.А. Крашенинниковой в соавторстве с выпускницей магистратуры факультета журналистики МГУ Ю.А. Зацепилиной, посвященный теме игровых форматов в современных зарубежных онлайн-СМИ. Игра рассматривается в качестве базиса, на котором строится повествование в новых медиа, а инструменты игрофикации, которые исследуют авторы, все чаще используются в качестве наиболее эффективных способов донесения информации до аудитории. Авторы статьи приходят к выводу о том, что игровые форматы становятся трендами зарубежных онлайн-СМИ. Какие существуют преимущества использования игровых форматов в медиа по сравнению с традиционными способами подачи информации? Почему журналистику, в основе жанров которой используются игровые форматы, часто называют «машиной эмпатии»? На эти и другие вопросы отвечают исследователи в своей статье. 

В публикации старшего преподавателя ННГУ им. Н.И. Лобачевского Д.И. Каминченко представлены результаты сравнительного анализа информационной повестки дня средств массовой информации и современных социальных медиа, а также сформулированы выводы об их пересечении на содержательном уровне.

Завершается номер публикацией доцента факультета журналистики МГУ М.И. Макеенко в соавторстве с редактором программ детско-юношеского телеканала «Карусель» А.А. Кугушевой о возможности использования политической экономии коммуникации в российской теории медиа. Авторы статьи обращают внимание читателей на то, что в российском академическом дискурсе интерес к критической политэкономии медиа пока минимален. Они задаются вопросом о том, с чем может быть связан столь ограниченный интерес к одному из ключевых направлений в рамках крупной научной парадигмы. В рамках разбора кейса об изучении интересов собственников в телевизионных новостях исследователи доказывают эффективность использования инструментов политэкономии медиа при анализе полученных эмпирических данных.