Дайджест электронного научного журнала «Медиаскоп». Выпуск 1. 2020


Дайджест электронного научного журнала «Медиаскоп».                      Выпуск 1. 2020 Электронный научный журнал «Медиаскоп» входит в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Министерстве науки и высшего образования РФ. Издателем журнала является факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. В «Медиаскопе» представлены аналитические обзоры и научные статьи профессоров и преподавателей, научных сотрудников и аспирантов факультетов и институтов журналистики РФ.

Первый номер журнала за 2020 год начинается с публикации сотрудника факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова К.С. Корниловой и магистрантки факультета журналистики МГУ П.С. Громовой. В статье описаны основные характеристики целевой аудитории российских музеев, проведен анализ методов работы с ней, выявлены основные тенденции развития музейного маркетинга. Произошедшие изменения в сфере культуры затронули и музейное пространство. Еще 30 лет назад успешность музея оценивалась уникальностью и размером коллекции, его научными достижениями, сейчас же – через объемы продаж и долю рынка. Современные музеи вынуждены бороться за свою аудиторию. В результате исследования авторы разработали комплексный показатель успешности работы российских музеев с аудиторией, который позволяет создать портрет продуктивного российского музея XXI века.

В статье декана факультета журналистики МГУ профессора Е.Л. Вартановой, написанной в соавторстве с ведущим научным сотрудником факультета журналистики МГУ А.А. Гладковой, вводится в российский научный оборот понятие цифрового капитала (digital capital) и обосновывается значимость его теоретического осмысления и эмпирического измерения в условиях современной цифровой среды. Авторы проанализировали актуальные подходы и концепции к изучению форм нематериального капитала в целом и цифрового капитала в частности в российских и зарубежных академических трудах. В качестве основной теоретической рамки исследования была использована концепция цифрового неравенства (digital divide), рассматривающая цифровой капитал как ключевую составляющую преодоления третьего уровня цифрового неравенства.

Рубрика «Право СМИ» представлена публикацией сотрудника факультета журналистики МГУ О.Ю. Вихровой, посвящённой СМИ и информационной безопасности ЕАЭС. В своей статье автор обосновывает, что массмедиа оказывают существенное влияние как на укрепление геополитического статуса Евразийского экономического союза на мировой арене, так и на обеспечение внутренней стабильности Союза. В результате проведенного исследования автор доказывает, что в нынешнее время информационных войн актуализировалась необходимость поиска эффективных методов, нацеленных на активизацию деятельности СМИ стран-участников в области информационного сопровождения интеграционных процессов. Более того, сближение медиапространств этих государств обеспечит общую информационную безопасность молодого регионального объединения.

В статье преподавателя факультета журналистики МГУ Е.А. Салиховой рассматривается отношение российской молодежи к геймифицированному контенту. Автор провел онлайн-анкетирование 574 студентов первого курса трех вузов Москвы. В результате исследования были выявлены особенности восприятия геймифицированного контента в медийной практике цифрового поколения, описано, что именно его привлекает в данном формате, и проанализировано отношение молодежи к игровым текстам, которые создают бренды. Автор статьи резюмирует, что производство игрового контента российскими медиа и брендами хоть и не носит массовый характер, тем не менее молодежь знакома с этим явлением и выделяет в нем положительные черты, такие, как интерактивность, сжатый формат, упор на визуальную составляющую, уникальный результат, соревновательность.

В материале доцента Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета А.К. Алексеева рассматривается один из эпизодов борьбы за власть между двумя группами в руководстве советской физкультуры, от исхода которого во многом зависело направление развития физкультурного движения в СССР 1920-х гг. На основе сравнительного анализа газетных и журнальных публикаций периода 1924−1925 гг. автор воссоздал процесс развития полемической ситуации по вопросу о соревнованиях на страницах центральных физкультурно-спортивных изданий. Исследователь приходит к выводу о том, что данная дискуссия была отражением противостояния двух противоборствующих групп в руководстве советской физкультурой. Однако возникшая полемика не столько свидетельствовала о наличии демократической возможности дискутировать по проблемам спорта, сколько показывала, прежде всего, как пространство газетных страниц становилось орудием борьбы с идейными оппонентами.

Также в номере опубликована статья профессора Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ Д.П. Гавры и аспирантки Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ К.А. Науменко, посвященный концепту «медиасистема». В результате критического анализа подходов к пониманию медиасистем в современной теории массовых коммуникаций авторы обнаружили методологические проблемы в использовании этого термина. Результатом их исследования стала разработка дуальной концепции понимания медиасистем, основанная на том, что в современной медиатеории существуют две исследовательские парадигмы в применении данного понятия - субстанциональная и социетальная. Авторы отмечают, что смешение этих интерпретаций приводит к отсутствию взаимопонимания в профессиональной среде.

Рубрика «Массмедиа зарубжных стран» знакомит читателя с результатами двух исследований. В статье, написанной соискателем факультета журналистики МГУ А.И. Новгородовой, отражены результаты исследования освещения двух военных операций США против Ирака «Буря в пустыне» в 1991 г. и «Свобода Ираку» в 2003 г. Автор, применяя метод контент- анализа, изучает особенности медийного отражения иракских конфликтов в материалах одной из ведущих качественных газет в мире The New York Times. Обнаружилось, что данная газета настроена критически по отношению к проведению двух операций против Ирака, она стремится к относительному балансу и справедливости, публикует как нейтральные, так и положительные и отрицательные материалы о событиях.

Публикация преподавателя факультета журналистики МГУ Ю.Р. Ислановой посвящена миграционному вопросу в Германии в период существенного уменьшения наплыва мигрантов. Объектом исследования является качественный журнал Spiegel за 2017−2018 гг. Начиная с 2017 г. поток мигрантов в Германию существенно снизился по сравнению с 2013−2016 гг. Означает ли это окончание миграционного кризиса в стране? Какие проблемы остаются актуальными для современного германского общества в результате произошедших перемен? На эти и другие вопросы автор отвечает в своей статье.

Еще одна статья «Этнические медиа в формировании адаптивных практик иммигрантов в российском мегаполисе (на примере Санкт-Петербурга)» написана профессором Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ И.Н. Блохиным в соавторстве с аспиранткой Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ М.С. Алсалиби. В своем исследовании авторы использовали методологию структурно-функционального анализа, при организации работы применяли сравнительно-типологический метод, сбор информации осуществляли с помощью контент-анализа.

Завершается номер публикацией доцента факультета журналистики МГУ М.И. Бабюка, в которой автор на основе комплексного анализа архивных данных, часть из которых впервые вводится в научный оборот, рассматривает общие черты развития частной периодической печати в период НЭПа. Автор отмечает, что после перехода к НЭПу начинается широкое распространение в СССР частных издательств и периодических изданий, а основной мотивацией для выпуска такого рода изданий становится коммерческий расчет издателей. Однако ряд изданий продолжает выпускаться с научными и просветительскими целями.