Метаморфозы в мире медиа, или Открытие конференции «Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия»
5 февраля на факультете журналистики МГУ состоялось Пленарное заседание международной научно-практической конференции «Журналистика в 2023 году: творчество, профессия, индустрия», которое было посвящено современным вызовам журналистики и медиабизнеса.
Декан факультета журналистики МГУ, д.ф.н., академик РАО, профессор Елена Вартанова открыла мероприятие приветственным обращением, в котором призвала не бояться диджитал-журналистики и анонсировала круглый стол с представителями известных медиакорпораций. «Мы позвали на первое заседание людей, которые определяют состояние нынешней журналистики», — сообщила академик РАО.
Генеральный директор «Аргументов и фактов» Руслан Новиков рассказал, что в 2023 году аудитория печатной прессы выросла в 2 раза — процент читателей теперь подсчитывают по-другому. «Раньше Медиаскоп (российская компания мониторинга рекламы и СМИ, — прим. ред.) считал аудиторию только тех населенных пунктов, число жителей которых превышает 100 тысяч, теперь же учитываются все», — описал преобразования Новиков. Он обозначил, что в 2023 году сохранились предыдущие тенденции: медиаиндустрия столкнулась с падением коммерческой рекламы и возрождением отечественных брендов. По словам Новикова, появилось большое количество фондов и институтов, которые дают гранты на создание отечественных диджитальных продуктов, направленных на молодежь. «Мы почувствовали серьезную проектную поддержку государства», — отметил генеральный директор издательского дома «Аргументы и Факты».
Печатная пресса остается самым дорогим каналом распространения информации, несмотря на стремительно увеличивающуюся маржинальность цифровой прессы. «Выручка от цифровых продуктов уже сравнялась с выручкой от печатных», — поделился Новиков. Говоря о роли социальных сетей в продвижении медиапродукта, он констатировал, что СМИ уже перестроились на все доступные социальные сети, а в запрещенных осталось лишь десять процентов читательской аудитории.
Одной из тем, затронутых на заседании, стала роль искусственного интеллекта в современной журналистике. Заведующий кафедрой международной журналистики СПбГУ Анатолий Пую анонсировал новую магистерскую программу по ИИ в индустрии. «Мы не справимся без ваших специалистов» (имеются в виду студенты журфака, — прим. ред.), — добавил он.
Руслан Новиков пришел к выводу, что искусственный интеллект позволяет сократить время определенных операций, например, редактирование текста он сделает гораздо быстрее и дешевле. Вместе с этим нейросети все еще неспособны к самостоятельному творчеству. Новиков выразил надежду, что искусственный интеллект станет хорошим помощником, но не начальником. «Хочется верить, что человек незаменим», — прокомментировал он.
С презентацией о влиянии искусственного интеллекта на работу федерального новостного портала выступил глава редакционной коллегии регионального портала URA.RU Михаил Вьюгин. Он рассказал, что искусственный интеллект уже выполняет множество базовых функций и здорово экономит время, – самый ценный ресурс в работе информационного агентства. Так, он уже создает множество заголовков для статей на разных медиаплатформах, пишет короткие заметки с высокой степенью уникальности и даже генерирует изображения. «Журналист хорошо пишет, но не ориентируется в алгоритмах, искусственный интеллект же – наоборот», — отметил он.
В ходе презентации у зала возник вопрос об этичности использования изображений, сгенерированных нейросетями. Вьюгин заверил, что, несмотря на актуальную для индустрии проблему нарушения авторского права, все используемые изображения маркируются, а скорость их создания несопоставима со скоростями дизайнеров. «Для этого мы создали собственную пресс-службу», — добавил он.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что технологии искусственного интеллекта не заменят настоящих журналистов. «В планах занять искусственный интеллект менеджерской работой», — поделился Вьюгин.
Пленарное заседание завершилось выступлением Елены Вартановой. Декан журфака МГУ сообщила, что факультету поручено освещать 270-летие Университета: «К юбилею мы подытоживаем научную деятельность выдающихся ученых других факультетов». Академик РАО упомянула Михаила Ломоносова и его статью «Об обязанностях журналистов» 1755 года — по словам декана, перечитывание классиков выводит нас на новые вопросы для научных исследований. «Главное, чтобы студенты проводили исследования, понимая всю сложность поля, в котором работают», — сказала она.
Московский университет создал много направлений для научных изысканий, в которых журналистика столкнулась с огромным количеством новых вызовов. По мнению декана, в условиях цифровой среды для журналиста одинаково важны критическое мышление, творческое сознание и навыки ремесленника. «Мы вступили в пору, которая может закончиться окончательным преобразованием в медиа», — резюмировала Елена Вартанова.
Автор текста: Полина Изосимова
Фото: Юлия Лицова