На факультете журналистики прошел круглый стол о популяризации науки


На факультете журналистики прошел круглый стол о популяризации науки 6 февраля на факультете журналистки МГУ имени М. В. Ломоносова прошел круглый стол «Популяризация науки в условиях медиатизации общества». Мероприятие состоялось в рамках международной научно-практической конференции "Журналистика в 2017 году: творчество, профессия, индустрия". В заседании приняли участие известные научные журналисты и научные сотрудники факультета журналистики.

Ведущими мероприятия стали декан факультета журналистики, доктор филологических наук, член-корреспондент РАО, профессор Е. Л. Вартанова и научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ, кандидат филологических наук А. Н. Гуреева.

Е. Л. Вартанова поприветствовала участников круглого стола и отметила, что «наука как социальный институт еще не получила достаточного внимания со стороны журналистов», в то время как сохраняется проблема лженауки. Она добавила, что на факультете планируется проведение однодневной конференции, посвященной проблеме лженаучной информации в медиа.

Дискуссию начал известный советский научный журналист, лауреат Государственной премии СССР В. С. Губарев. Он согласился, что лженаука – это большая проблема для современного общества. По его мнению, проблема кроется именно в медиатизации и использовании новых медиа: «Интернет создает у людей иллюзию, что они знают все. Однако там очень мало полезной научной информации», — пояснил журналист.

Заместитель главного редактора научно-популярного проекта Indicator.ru поспорила с этим мнением: «Можно за много критиковать интернет, но не соглашусь, что научной информации там мало. Преимущество, в частности, нашего проекта в том, что мы публикуем не только переводные новости, но и материалы о российской науке и российских ученых».

Дискуссию продолжил популяризатор науки, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН А. Ю. Панчин. В своем выступлении он подчеркнул, что интернет – это только инструмент поиска информации, который, «если его правильно настроить, будет выдавать только качественную, проверенную научную информацию, а на лженауку времени просто не останется». Ученый добавил, что по сравнению с интернетом телевидение проигрывает в этом отношении, поскольку у зрителя нет возможности «настроить его под себя». А. Ю. Панчин также согласился, что лженаука — это масштабная проблема. «Одно дело, когда это странные лженаучные байки, другое – когда, за лженаукой стоит большой бизнес. Меня очень обрадовало решение руководства премии «За верность науке» дать антипремию компании выпускающей гомеопатию, которой при этом руководил член-корреспондент РАН. Это большое достижение, что министерство образования не обратило внимание на стереотипы и регалии».

Биолог, редактор научного отдела журнала «Вокруг Света» И. И. Якутенко заявила, что, по данным статистики, 40% людей не хватает базовых научных знаний. Как результат, в обществе продолжают существовать лженаучные мифы. Проблему усугубляет то, что «картина не меняется на протяжение 30 лет». По мнению И. И. Якутенко, лженаука – это постоянная проблема современного общества. «Лженауки не стало больше, просто мы стали больше обращать на нее внимания. Произошло это потому, что благодаря интернету люди, которые интересуются наукой и разбираются в ней, получили право голоса». Кроме того, журналист добавила, что интернет станет основной площадкой научных дискуссий, поскольку произошла диверсификация аудиторий. «Только интернет позволяет прицельно доставлять информацию той аудитории, которой она интересна», — пояснила И. И. Якутенко.

Тему научных новостей в интернете продолжила научный сотрудник факультета журналистики, кандидат филологических наук О. В. Муронец. «Мы поводили исследование страниц российских вузов с социальной сети Facebook. Оказалось, что доля научных новостей там составляет 9-12%. Очевидно, что студенты – это аудитория, которая интересуется наукой и пользуются всеми цифровыми средствами для ее поиска», — заявила ученый. По мнению О. В. Муронец, вузы недостаточно работают в этом направлении, в то время как присутствие в социальных сетях важно для популяризации науки.

Научный журналист, редактор приложения «Независимой газеты» «НГ-Наука» А. Г. Ваганов присоединился к беседе и согласился с мнением, что степень распространения лженаучной информации постоянна. Кроме того, эта проблема актуальна во всем мире, однако, научно-технический прогресс во всех странах разный. По мнению журналиста, проблему лженауки не стоит переоценивать и нужно искать другие факторы влияющие на развитие науки. А. Г. Ваганов высказал критику в отношении интернет-технологий: «Я согласен с Ириной в том, что интернет не стирает границы, а разделяет общество. Происходит сегрегация общества на тех, кто сидит в интернете и тех, кто читает книги. Однако я хочу поддержать и Владимира Степановича в том, что интернет – это вещь как минимум обоюдоострая. В США и Великобритании, например, в некоторых школах запрещают детям пользоваться интернетом. Гаджеты меняют не только психику, но и саму физиологию мозга».

И. И. Якутенко, в свою очередь, заявила, что интернет «действительно сделал границы заметнее. Однако именно это позволяет нам таргетировать целевые аудитории. Кроме того, в интернете мы можем рассказывать о науке разным языком разным аудиториям». Она также добавила, что боязнь новых технологий и ностальгия по прошлому существовали всегда, и ученым всегда приходится преодолевать их.

Тему ответственности перед аудиторией продолжила основатель сообщества «Красивая наука» В. А. Бабицкая. «Создается впечатление, что люди проводят все свое время только потребляя контент медиа, и поэтому мы как создатели и дистрибьюторы этого контента несем полную ответственность за них, особенно за детей. Однако у детей есть родители, которые за них отвечают. Рядом с детьми должны быть взрослые. Мы не несем ответственность за всех пользователей социальных сетей». Она напомнила участникам, что интернет – это также эффективная образовательная площадка, в том числе и для школьников.

Старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга МГУ, кандидат физико-математических наук В. Г. Сурдин в своем выступлении заявил, что интернет тяготеет к клипам и небольшим форматам, что недостаточно для образования и распространения научной информации. По мнению ученого, российская наука нуждаемся в «мощной технической революции», для которой необходимы талантливые ученые. «Для этого необходимы не клиповые новости, а подробные объяснения того, как устроен мир», — добавил исследователь. По мнению В. Г. Сурдина для вовлечения школьников в науку необходимы большие и подробные тексты.

Научный сотрудник факультета журналистики Д. С. Ильченко продолжил тему подготовки научных журналистов и популяризаторов науки. Он рассказал участникам об образовательном проекте «Мастерская научной журналистики», в ходе которого студенты разных факультетов Московского университета получили базовые навыки работы журналиста. Многие из слушателей Мастерской стали постоянными авторами ведущих научных СМИ.

В завершение круглого стола к обсуждению присоединился главный редактор журнала «Кот Шредингера» Г. В. Тарасевич. По его мнению, в сфере научно-популярной журналистики спрос во много раз превышает предложение, то есть у существующих научных медиа недостаточно ресурсов, чтобы удовлетворить потребности всех целевых аудиторий. Он добавил, что сами ученые стремятся получить дополнительное журналистское образование и писать о науке. Решить проблему кадрового голода могут программы магистратуры по научной журналистике, в том числе на факультете журналистики Московского университета.

Завершился межфакультетский курс «Мастерская научной журналистики»
Фотографии: Георгий Никаноров.

Читать еще: scientificrussia.ru.